НМО
НМО (непрерывное медицинское образование) представляет собой непрерывное обучение медицинских и фармацевтических работников по дополнительным профессиональным программам, начинающееся с момента получения специальности с целью регулярного совершенствования профессиональных компетенций. Несмотря на то, что нормативно термин НМО нигде не закреплен, он активно используется в медицинском сообществе.
Компоненты непрерывного образования:
- Формальное образование
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ДПП ПК) - Неформальное образование
Образовательные мероприятия профессиональных некоммерческих организаций (образовательные мероприятия) - Самообразование
Интерактивные образовательные модули (ИОМ)
Работа системы НМО обеспечивается Порталом непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. Он является официальным ресурсом планирования и учета образовательной активности (и единственным ресурсом для образовательных мероприятий) специалистов здравоохранения в рамках непрерывного образования. С помощью него медицинские работники могут:
- получать общую информацию о системе НМО;
- формировать собственный план обучения по специальности;
- выбирать программы повышения квалификации и формировать заявки на обучение, в том числе за счет средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- выбирать и осваивать интерактивные образовательные модули;
- выбирать образовательные мероприятия и подтверждать участие в них;
- оценивать качество освоенных образовательных элементов;
- формировать и анализировать образовательное портфолио.
Для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется специальная балльная система, предполагающая начисление определенного количества баллов (кредитов, зачетных единиц) за различные виды деятельности. Так, 1 балл (1 кредит, 1 ЗЕТ) равен 1 академическому часу.
С помощью технических средств Портала каждый специалист может включать в свой план обучения различные образовательные элементы, имеющие различную продолжительность (трудоемкость):
- программы повышения квалификации, обеспечивающие непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации;
- различные типы интерактивных образовательных модулей: короткие онлайн-курсы, интерактивные ситуационные задачи, компьютерные тренажеры и др., разработанные с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины;
- образовательные мероприятия, реализуемые или контролируемые некоммерческими профессиональными обществами: семинары, мастер-классы, школы практикующего врача, вебинары и др.
Результаты их освоения с учетом указанной трудоемкости в баллах (часах) учитываются в личном портфолио специалиста.
И если для образовательных мероприятий и интерактивных модулей Портал является единственным средством их предоставления и, главное, учета для включения в портфолио специалиста, то обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам на циклах повышения квалификации можно проходить в любых образовательных организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность.
Накопление специалистом определенного количества часов, установленного Министерством здравоохранения РФ, является обязательным условием для прохождения им повторной аккредитации и продления допуска к осуществлению медицинской деятельности.
Врачам-остеопатам, как и специалистам других областей медицины, система накопления баллов дает возможность самостоятельного планирования обучения по времени и перехода от изучения одной области знаний к другой по своему усмотрению. Это позволяет учитывать время не только очного обучения в течение полного академического дня, но и время вечернего и дистанционного обучения, а также время, потраченное на повышение квалификации как в образовательных организациях, так и на рабочем месте.
Более подробную информацию о системе непрерывного медицинского образования смотрите на сайте Российской остеопатической ассоциации.